ПЕКИТИ ТИРСИЯ КАЛИ
Блог

История филиппинских боевых искусств

Письменные источники, которые могли бы пролить свет на историю ФБИ, отсутствуют. Практически всё, что есть — это устные и фольклорные истории. Даже первая книга «Мудрость арниса», вышедшая в 1957 году под авторством Ямбао, является таким же сборником устной традиции. Поэтому это мало чем ограниченное поле для полета фантазии. Всё более менее подтвержденное — это начало 20 века. Но обсудить есть что.

Первые европейцы

Первые прибывшие на острова европейцы отмечали, что местные жители в бою были хороши. И это не удивительно, 7000 островов, около 200 племен — широкое поле для возникновения разногласий. Ведь они все люди, а люди всегда ищут где лучше, на любом этапе своего развития. А когда встречаются два человека, которые ищут где лучше, кому-то из них неизбежно должно стать хуже, ибо «счастья всем и сразу» только у Стругацких. Поэтому умение ловко тыкать в ближнего своего заточенным предметом такое же естественное, как и умение есть.
Естественно, приезжие не могли сказать, чем владели местные, не для сбора этнографических историй они туда прибывали. И если сравнивать рассказы о том, что Магеллана убили приемами эскримы-арниса с рассказами свидетеля его смерти Пифагеты, то в версию Пифагеты (забросали метательным оружием при попытке высадки на берег) верится больше. Хотя бы потому, что кто-то должен был идентифицировать эти приемы как «эскриму-арнис». Не понятно, кто это мог сделать в 1500 затёртом году. С копьями или луками проще, тут нет загадки для военного человека. Но любому делу нужны легенды, и они всегда были и будут.

Откуда кали?

Также очень много версий с «источником» боевых искусств. Кому их только не приписывали — их завозили китайцы, их завозили малайцы, их завозили индусы и далее по всем странам и континентам региона.
Но практически все версии основаны на лингвистических сходствах слова «кали». Индонезийское «тьякелелле» похоже звучит? Да. Кто-то слышит в слове кали отсылку к индийской богине смерти. Почему нет, похоже же. Да и вообще, практически всем, кто как-то имел отношения с Филиппинами, приписывают возможность завести и оставить там некое боевое искусство. Торговали с Филиппинами? Это вы «виноваты». Например, в Юго-Восточной Азии есть еще системы работы палками, но они не похожи на филиппинские боевые искусства (ФБИ). Силат, кунтао и прочие стили, возможно, оказали какое-то влияние на ФБИ, но у них тоже много различий и, в частности, если в ФБИ сначала идет палка, потом всё остальное, то в том же силате ровно наоборот.

Это всё испанцы или американцы. Или нет?

Но это все мелкие брызги по сравнению с источниками по-настоящему авторитетными. Их два — либо это коварные испанцы придумали всё филиппинцам за 300 лет колонизации, либо коварные американцы в 50х-70х придумали все за испанцев, тьфу, филиппинцев.
У первой версии есть свои за и против, но удалённость этой эпохи от средств надежной фиксации событий всё равно оставляет простор для творчества. Со второй версией попроще, так как она ближе к делам зафиксированным. Но, по порядку.

Испанцы

К сожалению, в испанских архивах не осталось записей в духе: «Вчера с мужиками много пили. Придумали местным боевое искусство. Решили — пусть палками лупасятся… Получилось задорно». «Подсказки» опять общего смысла. Для начала, всё, что мы знаем как эскриму, демонстрируется только в христианских общинах, то есть в племенах, которые находились под испанцами. В других племенах и в мусульманских районах нет следов эскримы. Но там есть силат, кунтао и тп. Это, кстати, практически отметает и варианты заимствования из силатов, кунтао и т.п. То есть какие-то элементы могут переходить туда-сюда, но сказать, что «это целиком вышло из этого» или наоборот точно нельзя. При этом филиппинские виды имеют как общие черты так и значительно могут отличаться в каких-то моментах. Пананандата, калиронган, кабароан — только некоторые из названий систем разных районов Филиппин.
Другая «подсказка» — 60% терминов эскримы-арниса-кали состоит из испанских слов. Что как бэ намекает. При этом нужно учесть, что испанский, в принципе, составляет 40% лексики — 300 лет колонизации никто не отменял. К этому нужно добавить, что чтобы кто-то начал что-то называть и хоть как-то «систематизировать», он должен иметь свободное время. А испанским простой народ почти не пользовался, на этом уровне общества процент владеющих испанским был крайне низким, он был больше «деловым» языком, а не народным.
Да, эскрима — это в переводе с испанского «фехтование». Но это названо «фехтованием» потому, что испанцы показали им это и сказали — вот фехтование? Или потому, что они посмотрели на всё это дело и сказали — во, похоже на наше фехтование? Ну и еще добавим капелюшечку сомнений в такой логике — испанцы назвали эти земли в честь своего короля Филиппа Филиппинами. Создали ли они это всё или таки только название дали?
Плюс ко всему, появление испанцев привело к обширным изменениям и в более общем смысле — стала появляться плотная застройка, начали меняться производственные отношения и стиль жизни. К людям, которые без остановки работают мотыгой, добавились люди, которые следили, чтобы они работали мотыгой, и люди, которые пожинали плоды махания мотыгой. Стали появляться люди с тем самым свободным временем. Плотные застройки поменяли характер требований к «боевому искусству» — копья, луки и щиты уступили место ножам и мачете. Всё вместе это создаёт предпосылки для некой систематизации. Но до уровня «книг» не дошло.

Почему нет книг?

Книга не появляется просто так. Для начала это было дорого с точки зрения денег. Еще дороже это было в те времена с точки зрения времени, потраченного на создание этого продукта. Плюс необходимо время, чтобы использовать этот продукт. То есть и писать, и читать могли люди, имеющие достаточно свободного времени.
Отсюда направленность книг — в Европе это были книги, в которых и иллюстрировались ситуации один на один, не армейский бой в составе отряда. Отсюда вывод — потребители этого — зажиточные горожане, у которых есть оружие, время и гонор, чтобы этим оружием кому-то угрожать. Обычное оружие — рапира, оружие городское. То есть испанские вояки не создавали книг о своих умениях, их создавали другие люди, может и используя какие-то наработки служивых.
Но старый мудрый фильм «Обыкновенное чудо» нас научил, что охотник либо охотится, либо пишет книгу об охоте. Что могло заставить туземцев, ходящих рубиться с соседними племенами как на работу, вдруг сесть и написать об этом книгу — загадка. Потом же надо еще читать эту книгу. Кто охотиться/работать будет? Испанцы? У них рыжих не так много.
Не прибавляет оптимизма в этом деле и традиция обучать чему-либо в рамках семьи, даже если это уже можно было называть боевой системой. Издавать семейный журнал «Юный эскримадор» тиражем 1-2 штуки? Ну, так себе идея. Да и в целом, логика «не запостил — не было» и сейчас то вызывает улыбку, а уж тем временам до наших в любви и возможностях «поделиться информацией» как до Луны дакингом.

Эспада и дага не доказывает испанского происхождения

В качестве «доказательства» испанского происхождения ФБИ также часто используют наличие в ФБИ техник эспады и даги — использование длинного оружия совместно с коротким. Только вот еще с 8-12 века в боях использовался щит баклер — очень маленький щит, который использовался для ударов, обезоруживания, маскировки своих движений и, естественно, для защиты от ударов. И долгое время в итальянских школах фехтование с баклером сосуществовало с использованием кинжала. Постепенно кинжал вытеснил щит как более универсальное и компактное оружие, но при этом выполняющее все функции баклера. Так что идея вооружать обе руки следствие здравого смысла, а не дьявольской именно испанской креативности. Индейцы Америки не дадут соврать. Кстати, об Америке.

Американцы

История присутствия филиппинцев в Америке началась в 1898 году, именно в этом году высадился первый филиппинец на калифорнийское побережье и, в конечном итоге, он пришел в город Стоктон. Именно здесь была самая большая колония филиппинцев, которые прибывали сюда несколькими крупными волнами с 1906 по 1934 годы. Стоктон даже назвали «маленькая Манила».
Для того, чтобы защищать интересы членов общины, филиппинцы объединились в братские ордена. Еще в 1920 была образована одна из первых — Кабальерос де Димас Аланг. В этом же году была образована ложа Гран Ориенте и еще несколько других. В рамках этих лиг и проходило общение филиппинцев и некоторые их них после работы собирались в достаточно глухих местах и занимались тихонько своими единоборствами. И какие-то упоминания ФБИ начались там гораздо позже.

Тем временем на Филиппинах

Лучше всего на вопрос могли ли американцы что-то там придумать ответит краткий обзор того, что происходило в разных уголках Филиппинах. В Маниле первый зал открыли в конце 1800-х в средней школе. Здесь искусство фехтования и арнис преподавались бок о бок, как хобби джентельмена. С конца 20-х стали продвигаться полноконтактные турниры по арнису.
В это время на Себу в 1920 году была образована ассоциация фехтования Лабангона. Самые знаменитые семьи с Себу — это Сааведра, Рома и Иллюстриссимо, они до сих пор на слуху. Клуб закрылся через 10 лет, но еще через 2 года открылся новый — Досе парес. В него входили разные мастера, большинство из которых потом будет распространять свои стили и дальше, например, в этом клубе занимался будущий создатель балинтавак.
Примерно в тоже время, в 1932 году, на Негросе Хосе Виллас открыл клуб «Лапу лапу арнис аффесиандос». Там же, чуть раньше, в 1922 году Конрадо Торталь стал начальником полиции и ему часто приходилось использовать свои навыки бойца, чтобы решать споры и конфликты по поводу присвоения разными фермерами имущества других фермеров. В 28 и 33 году были две известные стычки, где Конрадо противостоял численно превосходящим противникам. И если в одном случае спор решался в бою деревянным оружием, обмазанным угольной пылью (побеждал тот, кто сильнее испачкает противника), то во втором случае противники были вооружены мачете, но все равно были побеждены. Конрадо использовал деревянные эспаду и дагу. Кстати, впоследствии Тортали поддерживали зал Хосе Вилласа, в какой-то момент они построили там каменный зал вместо старого деревянного.
В районе 30-х начались активные перемещения в сторону Манилы, например, в самом начале 30-х с Себу переехал Иллюстриссимо, чуть позже его племянник и т.д.
То есть жизнь филиппинских боевых искусств заметна на Филиппинах с конца 19 века, а активное переселение в Штаты шло с 1906 по 1934 годы.
При этом даже если они и практиковали свое боевое искусство в Штатах, то в рамках своих братских орденов (объединения эмигрантов с целью защиты и оказания помощи переселенцам) и достаточно закрыто, даже свои не всегда знали, что человек практикует.

Семейство Торталей

Как мы уже отметили, большинство семей, которые в начале 20-го века представляли филиппинские боевые искусства до сих пор на виду и на слуху. То есть некая традиция на лицо. Одной из таких семей являются и Тортали. Первым известным носителем системы был Норберто Торталь. Норберто передал систему своему сыну, Сегундино Торталю, а тот своим 5 сыновьям — Бальбино, Тедорисио, Франсиско, Квирино и Конрадо. Основными практикующими стали двое — Бальбино и Конрадо.
Конрадо был начальником полиции Виктории, там находилась крупнейшая сахарная плантация на Негросе. Имел неоднократные стычки из-за постоянных споров и конфликтов местных рабочих и фермеров. Его единственная дочь, Фелиза Торталь, вышла замуж за Леопольда Гайе старшего и в 1938 году у них родился Лео Торталь Гайе.
С легкой руки (или палки) которого система пекити тирсия арнис пошла в народ, пусть и не филиппинский. Произошло это в 1972 году, когда Лео приехал в Штаты.
Бальбино, младший брат Конрадо, был членом Национальной добровольческой армии во время второй мировой войны. Он погиб в стычке с японскими солдатами. После него остался сын Джерсон Торталь, который продолжал заниматься у Конрадо Торталя. Джерсону дали ласковое прозвище Нене — за небольшой рост.
После отъезда Лео в Америку Нене переименовал свою систему в декити тирсия кали. На самом деле в системе ничего не поменялось, просто название озвучили на другом диалекте.

Когда в название добавилось «кали»?

Исследователи, которым удалось проникнуть в самые дикие племена, у которых культура жизни намного более ближе к древним традициям в силу уединенности, отмечают, что там много слов, перекликающихся с военными традициями более известных современных племен, но вот «древнего» слова КАЛИ никто там не знает.
Появление в широком обиходе слова КАЛИ связывают с мастером Флоро Виллабрилем. Он был племянником Антонио Иллюстриссимо, родом с Себу, начинал заниматься там, потом переехал в Манилу и потом переехал на Гаваи. По словам Бена Ларгуса, нынешнего директора системы, термин «кали» — это аббревиатура, состоящая из первых слогов висайских корневых слов камут лихук, что означает «движение рук».
Считается, что первым упомянул слово кали Ямбао, автор той самой первой книги об арнисе. Но по настоящему оно стало массовым в 70-х, когда искусство попало в Штаты. Это там появилась легенда, что кали — это «материнское искусство», из которого произошли все остальные. И при таком раскладе переименоваться в чего-то там кали было очень логично. Это произошло и с пекити, и с иллюстриссимо, и многими другими системами, которые до начала 70-х не использовали в своем названии слово кали.
Второй логикой, которая подталкивала на смену эскримы-арниса на кали, было желание многих мастеров представлять свое искусство более филиппинским, поэтому они начали избавляться от всего испанского.

Схема развития ФБИ на примере мастера Эдгара Сулиты

На примере Эдгара Сулиты, создателя своего известного стиля, автора трех книг о боевых искусств и личного тренера Дэна Инносанто, можно посмотреть достаточно универсальную схему развития филиппинских боевых искусств и мастеров этого вида.
Родился он в 1957 году. Как и большинство филиппинских мастеров начинал свою обучение в семье, под руководством отца и дедушки. Они владели стилем рапиллон арнис.
Занимался он, правда, без большого удовольствия. Более осознанным интерес у него стал после знакомства с книгой Оямы. Так он пришел к серьезным занятиям единоборствами.

Первым официальным учителем был Хосе Кабалеро, который преподавал стиль Де Кампо уно ду трес орихинал эскрима. Потом расширял свою базу в стиле модерн ларгус.
Также он занимался и с Лео Гайе, у которого он учился бою на ближней дистанции. После переезда в 80-х в Манилу он стал изучать Иллюстриссимо кали. Помимо таких заметных мастеров и стилей, в его опыте были и многие другие стили и мастера, но относительно их он всегда говорил, что это были не серьезные занятия.
Впоследствии он примирил все стили внутри себя — на основе этой «сборки» он создал свой стиль ламеко эскрима. Основной проблемой, которую он отмечал у всех учителей и стилей, было то, что почти все они были лишены методики преподавания. В рамках некоторых школ появлялись люди, которые улучшали этот компонент, но это были единичные случаи.
Также он хотел побороть «перекосы» с диапазоном техник, например, пекити однозначно близкая дистанция, иллюстриссимо — дальняя. Это не значит, что в них нет работы на дальней, но она не такая эффективная как, например, в модерн ларгусе. По его мнению, конечно.
В итоге Эдгар создал свой достаточно известный стиль, написал три книги о боевых искусствах, был личным тренером Дэна Инносанто, когда перебрался в Штаты.
Его история в целом — это некая модель того, как развивались филиппинские боевые искусства. У многих мастеров был похожий путь, только успехов они добивались разных — кто-то преуспевал больше, кто-то меньше.

Должно ли боевое искусство быть древним?

При этом в целом вся эта «погоня за древностью» выглядит не очень перспективной.
В том же фехтовании — нужно ли фехтовать, как нарисовано в книге 16 века? Глядя на то, как за последние десятилетия, то есть еще на нашей памяти, изменились футбол, бокс, баскетбол, да любой вид деятельности человека, меня терзают смутные сомнения. А уж если нас отделяют века, то о чем тут говорить.
С точки зрения простого обывателя вопрос древности боевого искусства тоже не имеет большой значимости. Новички, приходящие в систему, про то, используется ли военными и какими — спрашивают. Про то, в каком фильме использовались наши техники — спрашивают. Про возраст спросили два раза и то это были корреспонденты с ТВ, который делали репортажи о пекити и были просто обязаны задать этот вопрос.

Автор: Сергей Соловьёв